ФРАГМЕНТЫ
ГЕРАКЛИТА
Перевод М.А.
Дынника
1. Секст
adv. math. VII
132.
Хотя этот логос существует вечно, люди не
понимают его- ни прежде, чем
услышат о нем, ни услышав впервые. Ведь все совершается по этому логосу, а они
уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я
излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же
людей скрыто то, что они делают бодрствуя, точно так же как они свои сны
забывают.
2. [92]
Секст VII 133.
Поэтому необходимо следовать всеобщему. Но,
хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если бы имело собственное
понимание.
3. [О]
Аэций II 21, 4 (D. 351). (О величине солнца). Шириной в ступню
человеческую.
4. Альберт Великий de veget VI 401, р. 545 Meyer. Если бы счастье заключалось в телесных
удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для
еды.
5. U30 126 ] Аристократ
Theosophia 68, Ориген с. Cels VII 62.
Но напрасно они, запятнанные кровью,
жертвоприношениями хотят очиститься, как если бы кто-либо, вступив в грязь,
грязью пожелал бы обмыться. Безумным посчитал бы его человек, заметивший, что он
так поступает. И этим статуям они молятся, как если бы кто-либо захотел
разговаривать с домами; они не знают, каковы боги и
герои.
6.Аристот елъ meteor. В 2. 355а 13.,
Солнце-не только (как
говорит Гераклит) повое каждый день, но вечно и непрерывно
новое.
7. [37
] __ de sensu 5.443a 22.
Если
бы все существующее превратилось в дым, ноздрями его можно было бы
распознать.
8. [46
] __ eth. Nic. VIII 2 1155
в 4.
Враждующее соединяется, из
расходящихся-прекраснейшая гармония, и все происходит через
борьбу.
9. [51] __ __ X 5.1176а 7. Ослы золоту предпочли бы
солому.
10. [59]
[Аристотель] de mundo 5.39в 7. Связи: целое и нецелое, сходящееся и
расходящееся,
согласное и разногласное, и из всего-одно, и
из одного-
все.
11. [55] __ __ 6 р. 401 а 8. Всякое животное направляется
к корму бичом (необходимости).
12. [41.
42]. Арий Дидам у Евсевия. Р. Е. XV 20 (Д 471,1).
На входящего в одну и ту же реку текут все
новые и новые воды. Психеи же испаряются из
влаги.
13. [54]
Атеней V р. 178 F. Быть довольным грязью. Свиньи грязью
наслаждаются.
14. [124
125] Климент Protr. 22.
[Кому же пророчествует Гераклит Эфесский?]
Ночным бродягам, магам, вакхантам, менадам и мистам. [Им он угрожает наказанием
после смерти, им он предрекает огонь]. Ведь не священным образом совершаются
посвящения в принятые у людей мистерии.
15. [127
] __ -:_ 34 р.
26,6.
Если бы не в честь Диониса они совершали
шествия и пели фаллический гимн, они бы поступали бесстыдпейшим образом. Дионис
же, ради которого они неистовствуют в вакханалиях, тождественен
Аиду.
16. [27] __ Paedag II 99.
Как мог бы кто укрыться от незаходящего
[огня]
17. [5] __. Strom II 8.
Большинство людей не разумеет того, с чем
встречается, да и научившись, они не понимают, им же самим кажется, [что
понимают].
18. [7[ __ __ II 17.
Если он не ожидает неожиданного, то не найдет
сокровенного и трудно находимого.
19. [6] __ __ // 24.
Они не умеют ни выслушивать, ни
сказать.
20. [86
] _ _ ill i4.
Родившись, они стремятся жить и, тем самым,
умереть, лучше же сказать-успокоиться, и оставляют детей, порожденных для
смерти.
21. [64] __ __ __ 21.
Смерть-все, что мы видим, когда бодрствуем, а
все, что мы видим, когда спим, есть сон.
22. [8] __ __ IV 4.
Много земли перерывают золотоискатели и
находя! немного [золота].
23. [60
] __ __ __ 10.
Имени Правды они бы не знали, если бы этого
не было.
24. [102
] __ __ __ 16.
Павших на войне боги почитают и
люди.
25. [101 ] __ __ __ 50.
Чем больше удел, тем больше и доля достается
по жребию.
26. [77] __
__ __ 143.
Человек в ночи себе зажигает свет. Умерев, он
жив. Уснув, угаснув очами, он соприкасается с мертвым и с уснувшим
соприкасается, бодрствуя.
27. [122
] __ __ __ 146.
Людей ждет после смерти то, чего они не
ожидают и не предполагают.
28. [118] -_- __ V 9.^
То, что самый испытанный [мудрец] знает и
соблюдает, есть только мнение. И, однако, Правда настигнет лжецов и
лжесвидетелей.
29. [111в\ __ __ __ 60 (после В
104).
Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную
славу-преходящим вещам; толпа же насыщается подобно скоту.
30 . /20/ - -У
105
Этот космос, один и тот же для всего
существующего, не создал никакой бог и никакой человек, -но всегда он был, есть
и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами
потухающим.
31. 120] __ __ __ __ (после
30).
Превращения огня: сначала-море, море
же-наполовину земля и наполовину престер. [Это значит, что огонь посредством
всеуправляющего ] логоса [и бога через воздух превращается в воду-как бы семя
мирообразования, которую он называет] морем; [из воды же происходит земля и небо
и все между ними находящееся. Каким же образом он в обратном направлении
восстанавливается и возжигается, он разъясняет так]: море мерами разлагается по
тому же логосу, какой и прежде был до возникновения
земли.
32. [65
] __ __ __ 116.
Единое, единственно мудрое, не желает и
желает называться именем Зевса. .
33. [110} __ __
__
И воле одного
повиновение-закон.
34. [3] __ __
__
Те, кто, слушая, не понимает, уподобляются
глухим, о них свидетельствует изречение: «присутствуя, они
отсутствуют».
35. [49] __ __ 141.
Очень много должны знать
мужи-философы.
36. [68] __ __ VI 16.
Психеям смерть-стать водою, воде же
смерть-стать землею; из земли же вода рождается, а из воды-
психея.
37. [53]
Колумелла VIII 4.
Свиньи грязи радуются, птицы в пыли или в
золе купаются.
38. [23 ]
Диоген I 23 {1 А 1).
Фалес [по указанию некоторых ] был первым
астрономом [об этом свидетельствуют
Гераклит и Демокрит].
39. [112} __ / 88.
В Приене жил Биас, сын Тевтама, чье учение
было лучше, чем у других.
40. [16]
Многознание не научает быть умным, иначе бы
оно научило Гезиода и Пифагора, а также Ксенофана и
Гекатея.
41. [19] __ __ (примык. к
40).
Мудрость заключается только в одном: признать
разум как то что управляет всем при помощи всего.
42.[119] __
Гомер заслуживает
того, чтобы быть изгнанным из общественных мест и высеченным розгами, так же как
и Архилох.
43. [103] __ -- 2.
Своеволие следует гасить скорее, чем
пожар.
44. [100] --
--
Народ должен сражаться за
закон, как за свои стены.
45. [71]
-- -- 7-
По какому бы пути ты ни шел,
границ психеи ты не найдешь; столь глубок ее
логос.
46. [132
] __ --
[Про самомнение он говорил,
что это ]-священная болезнь.
47. [48] __ -- 73.
О
значительнейших вещах не будем судить слишком быстро.
48. [66 ]
Elym. gen. . Имя луку-жизнь, а дело
его-смерть.
49. [113]\Гален de diff. puls.
VIII 773K. Один для меня-десять тысяч, если
он-наилучпши.
49а. [81]
Геракл, alleg.
24
{после 62). В одну и ту
же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем.
50. [1]
Ипполит Ref. IX 9.
[Все-едино: делимое-неделимое,
рожденное-нерожденное, смертное-бессмертное, логос-вечность; отец-сын,
бог-справедливость]; не мне, но логосу внимая, мудро признать, что
все-едино.
51. [45;
срв. 56] __ -- [после В
50].
Они не понимают, как расходящееся само с собой
согласуется: возвращающаяся [к себе] гармония, как у лука и
лиры.
52. [79 -
-
Вечность-ребенок, забавляющийся игрой в
шахматы: царство ребенка.
53. [44] __
__
Война-отец всего и всего царь; одним она
определила быть богами, другим-людьми; одних она сделала рабами,
других-свободными.
54. [47] __
__
Скрытая гармония лучше
явной.
55. [13] __
__
Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать
и изучить.
56. [к
47] __ __
В познании явных [вещей] люди совершенно обманываются, подобно Гомеру,
который был мудрейшим из всех эллинов; ведь ребята, убивавшие вшей, обманули
его, сказав: «То, что мы увидели и поймали, мы выбросили, а чего не увидели и не
поймали, то носим».
57. [35] __ IX 10.
Учитель весьма многих [вещей или людей
]-Гезиод, его считают знающим весьма много,-его, который не разумел, что день и
ночь-одно.
58. [57,
58] __ __
И добро и зло [одно ]. Действительно, врачи,
мучающие больных, режущие и жгущие всячески, требуют еще сверх того платы, хотя
ее не заслужили, так как они делают то же самое: добро и
болезни.
59. [50] __
__
Путь валяльного винта, прямой и кривой,-один
и тот же.
60. [69
] __ __
Путь вверх и вниз-один и тот
же.
61. [52] __
__
Морская вода-чистейшая и грязнейшая. Рыбам
она пригодна для питья и целительна, людям же-для питья непригодна и
вредна.
62. [67
] __ __
Бессмертные-смертны, смертные-бессмертны;
смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они
умирают.
63. [123]
Перед находящимися там они восстают и,
бодрствуя, становятся стражами живых и
мертвых.
64. [Он говорит также, что суд над космосом и
над всеми находящимися в нем совершается через огонь, так как он выражается
следующим образом]: Всем управляет перун, [т. е. он направляет; перуном же он
называет вечный огонь, он говорит также, что огонь разумен и является причиной
управления всем].
65. [Он же называет его] недостатком и
изобилием;
[недостаток же, по его учению,
это-образование космоса, а изобилие-его
пожар].
66. Грядущий огонь все будет отделять и
связывать.
67. [36] __
__
[Бог]: день-ночь, зима-лето, война-мир, изобилие-голод [все противоположности. Этот ум] изменяется подобно огню, который, смешиваясь с благовониями, называется различно, как различны удовольствия от каждого из них.
67а. [О]
Гиодос схоластик ad Chalcid. Plat. Tim.
[Так жизненное тепло, исходящее от солнца,
обеспечивает жизнь всему, что живет. Принимая это положение, Гераклит делает
прекраснейшее сравнение психеи с пауком, а тела-с паутиной. Подобно тому, как
паук,-говорит он,-находясь посреди паутины, чувствует, лишь только муха
повреждает какую-либо его нить, и быстро туда бежит, как бы заботясь об
исправлении нити,-так и человеческая психея, если какая-либо часть тела
повреждена, поспешно туда устремляется, как бы не перенося повреждения тела, с
которым соединена крепко и соразмерно].
68. [129]
Ямвлих de myst. I
11.
[Поэтому справедливо Гераклит называл эти
«средства»] лекарствами [так как они исцеляют психеи от ужасного и предохраняют
их от жизненных несчастий].
69. [128] __ __ V 15.
[Следует различать два вида жертв: одни
[жертвы] приносятся людьми совершенно чистыми, как это изредка может иметь место
у какого-либо одного человека, по словам Гераклита, или же немногими мужами,
которых легко перечесть. Другие [жертвы]-материальные и т.
д.].
70. [к 79] __ de
anima.
Детские игры [говорил он про человеческие
мысли].
71. [к
73} Марк Антонин
IV 46 [после
76].
[Следует помнить также о том], кто забывает, куда
ведет путь.
72. [93} __
__
С тем, с чем они имеют наиболее непрерывную
связь,- со [всеуправляющим] логосом они враждуют, и то, с чем они встречаются
ежедневно, кажется им чуждым.
73. [94] __
__
Не следует действовать и говорить подобно
спящим [ибо и во сне кажется, что мы действуем и
говорим].
74. [к
97] __ __
[Не следует действовать, как [дети
родителей], т. е., говоря попросту,-как мы
переняли].
75. [90\ __ VI 42.
[Спящих, предполагаю я, Гераклит называет]
работниками и сотрудниками того, что происходит в
космосе.
76. [25]
Максим Тирский XII 4 р. 489 {после В 60. 62}.
Огонь живет земли
смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля-воды
[смертью].
Огня смерть-воздуха рожденье и воздуха
смерть-воды рожденье. Из смерти земли рождается вода, из смерти воды рождается
воздух, [из смерти] воздуха-огонь, и
наоборот.
77. [72]
Нумений fr. 35 (у
Порфирия).
Для психеи-услада или смерть: [смерть-стать
влагою, услада же для них-вступление в жизнь. В другом же месте он говорит:] Мы
живем их смертью, и они живут нашей смертью.
78. [96]
Ориген с Сels VI 12 р. 82, 23 [как 79 и 80 из
Целъса].
Человеческий образ мыслей не обладает
разумом, божественный же обладает.
79. [97] __ __ [после
78].
Младенцем слывет муж для божества, как
мальчик-для мужа.
80. [62]- - У1
42
Следует знать, что война всеобща и
правда-борьба и что все происходит через борьбу и по
необходимости.
81. [срв.
138] Филодем Rhet. 1 с. 57. 62
[из стоика Диогена}.
[Ораторское обвинение устремляет к этому
пункту все свои тезисы и, по Гераклиту, оно] ведет к тому, чтобы
зарезать.
82. [99]
Платон Hipp, maior.
289
А.
Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению
с человеческим родом.
83. [98] __ __ В.
Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении
мудрости, красоты и всего прочего
84. [83.
82] Плотин Enn. IV 8,
1.
В изменении покоится. Тяжелый труд: у одних и тех
же работать и быть под началом.
85. [105} Плутарх Coriol. 22.
С сердцем бороться трудно: всякое желание покупается ценою психеи.
86. [116} __ __ 38.
[Большинство божественных дел] ускользает от понимания благодаря неверию.
87. [117] __ de and. 7 р. 41 А:
Неразумный человек способен увлечься любым учением.
88. [78] __ consad Apoll. 10 р. 106
Е.
Одно и то же в нас-живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это.
89. [96] __ de superst. 3 р. 166 с.
Для бодрствующих существует единый и всеобщий космос [из спящих же каждый отвращается в свой собственный].
90. [22} __ de Е 8 р. 388 Е. На огонь обменивается все, и огонь-на все, как на золото-товары и на товары-золото.
91. [41. 40] __ __ 18 р. 392 В.
В одну и ту же реку нельзя войти дважды [по Гераклиту, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена] рассеивает и снова собирает ее, [а лучше сказать не снова и не после, но одновременно] она [образуется и погибает] приближается и удаляется.
92. [12] __ de Pyth. or. 6 p.,397
А.
Сивилла неистовыми устами произносит угрюмое, неприкрашенное и неподмазанное, и речь ее звучит сквозь тысячелетия, ибо она побуждаема божеством.
93. [11] __ __ 18 р. 404
Д.
Государь, чей оракул находится в Дельфах, не говорит и не скрывает, но знаками указывает.
94. [29] __ __ de exil. 11 р. 604 А.
Солнце не перейдет своей меры, иначе его бы настигли Эринии, помощницы Правды.
95. [108] Плутарх Sympos III pr. 1 р. 644 F. Невежество лучше скрывать, но это затруднительно при распущенности и за чашею вина.
96. [85] __ __ IV 4, 3 р. 669 А.
Трупы следует выбрасывать скорее, чем навоз.
97. [115] __ an seni resp. 7 p. 787
С.
Собаки лают на тех, кого они не знают.
98. [38] __ /ас. lun. 28 р. 943
Е
Психеи обоняют в Аиде.
99. [31] __ aqu, et ign. 3 p. 98
С.
Если бы солнце не существовало,- несмотря на остальные светила, была бы ночь.
100. [34] __ __ Qu. Plat. 8, 4 р. 1007
Д.
...Периоды. Солнце, их управитель и наблюдатель, устанавливает, руководит, назначает и обнаруживает переходы и времена года, которые все приносят [по Гераклиту].
101. [80] __ adv. Colot. 20. 1118
С.
Я исследовал самого себя.
101 а. [15] Полибий XII
27.
Глаза- более точные свидетели, чем уши.
102. [61] Порфирий к Д 4.
У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, другое- справедливым.
103. [70] __ к Е 200.
Общи начало и конец у периферии круга.
104. [Ilia] Лрокл in Ale. 1 р. 525, 21.
Каков у них ум, или разумение? Народным певцам они верят, и учитель для них -толпа, ибо не знают они, что «многие- плохи, немногие же-хороши».
105. [к 119] Схолии Нот А. Г. к XXIII
251.
[Из этого места-»Илиада» 18, 251: «Ночью они родились»-заключает Гераклит, что Гомер был] астрологом, [а также из следующего-0, 478: «Никто из смертных, думаю я, не избежал своей судьбы»].
106. [120] Сенека ер.
12,7.
Один день равен всякому другому.
107. [4] Секст Эмпирик VII
126.
Плохие свидетели для людей глаза и уши тех, которые имеют грубые психеи.
108. [18]
Стобей flor. I
174.
Никто из тех, чьи учения я слышал, не дошел до признания, что мудрое от всего отлично.
109. [108] __ __ 175.
Скрывать невежество предпочтительнее, чем обнаруживать его публично.
110. [104а] __ -- 176.
Не лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают.
111. [104b] __ __ 177.
Болезнь приятным делает здоровье, зло-добро, голод-насыщение, усталость-отдых.
112. [107] __ __ 178.
Мышление-великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.
113. [91] __ __ 179.
Мышление обще всем.
114. [91b] __ __ 179.
Тем, кто желает говорить умно, должно укрепить себя этим для всех общим, как город, законом и много крепче. Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх.
115. [О] __ __ 180а.
Психее присущ самовозрастающий логос.
116. [106] __ __ V 6.
Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить.
117. [73] __ __ 7.
Невозмужалый отрок ведет опьяневшего мужа, который шатается и не замечает, куда идет, ибо психея его влажна.
118. [74-76] __ __ 8.
Сухое сияние-психея мудрейшая и наилучшая.
119. [121] __ __ IV 40,
23.
Образ мыслей человека-его божество.
120. [30] Страбон I в р. 3.
Востока и запада пределы: Медведица и против Медведицы- гора сверкающего Зевса.
121. [114] __ XIV 25 р. 642 Диоген IX
2.
Правильно поступили бы эфесцы, если бы все они,
сколько ни есть возмужалых, повесили друг друга и оставили город для
несовершеннолетних,- они, изгнавшие Гермодора, мужа наилучшего среди них, со
словами: «да не будет среди нас никто наилучшим, если же таковой окажется, то
пусть он живет в другом месте и среди других».
122. [9] Сеида.
.
.Приближение...
123. [10]
Фемистий or. 5 р.
69.
Природа любит скрываться.
124. [к
46] Феофраст Metaphys. 15 р. 7 а 10 Usen.
Прекраснейший космос [был бы] как бы куча
copy,
насыпанная как попало.
125. [84] Феофраст de vert. 9.
И кикеон разлагается, если его оставить без движения.
125а. [О] Цец ad Aristoph. Plat. 88.
Да не покинет вас богатство, эфесцы, чтобы вы срамились своей подлостью.
126. [39] __ schol. ad. exeg. II p. 126
Herm.
Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.