18 мая 2006 года на заседании лектория "Новая Мысль" состоялся круглый стол на тему "Культура и современность"
Резюме:
Напряжённое, противоречивое состояние общества в современном мире устремляет мыслящих, неравнодушных людей на поиски разрешения сложившихся проблем. Эффективность решений в борьбе с терроризмом, национальной враждебностью, коррупцией, наркоманией и другими бедами общества в первую очередь зависит от верного нахождения первопричины этих бед, которая кроется в недостатке и кризисном состоянии Культуры. Без Культуры нет нравственности, без нравственности нет порядка и нормальных взаимоотношений в обществе. Сегодня Культура, сведённая к понятию досуга, не несёт своей созидательной, духовной миссии. Возрождение Культуры должно начаться с постижения её сущностного смысла. Поэтому целью Круглого стола "Культура и современность" явилось акцентирование внимания на правильном понимании определения Культуры и её значении в нашей стране и мире.
Среди участников Круглого стола разгорелась дискуссия по вопросу о роли цивилизации и техники в современном мире. Это результат разных подходов в понимании сути феномена Культуры. Сторонники одного подхода определяют Культуру как технический прогресс, приверженцы второго понятие Культуры относят к успехам в гуманитарной и духовной сферах человеческой деятельности.
Понятие Культуры как многоаспектное, покрывающее многие формы деятельности человека, определило многообразие вопросов, затронутых на Круглом столе: о соотношении культуры и цивилизации, о связи культуры и образования, о духовном законе Общего Блага, об эволюционном значении творчества, объединяющей роли искусства и практическом значении культуры здоровья.
Круглый стол завершился просмотром фрагментов видеофильма "Время собирать камни" (режиссёра В.Шатина).
20 апреля 2006 года состоялась лекция канд. техн. наук Виталия Леонидовича Правдивцева на тему: "Удивительные свйоства зеркал". Был показан авторский фильм о загадочных явлениях под водой "Подводные призраки"
Резюме лекции:
Легенд и преданий, связанных с загадочными свойствами зеркал, история накопила немало. Добавим сюда и многочисленные народные приметы и обычаи. Это и гадание на зеркалах, и запреты в определённое время смотреться в них, и поверья, связанные с треснутыми и разбитыми зеркалами. Существует масса свидетельств о загадочных видениях, которые порой возникают в зеркалах. Сообщения эти принадлежат самым разным эпохам и культурам, поступают с самых разных континентов. Часто рассказывают о том, что в зеркалах можно вызвать и картины прошлого. Есть сведения, что с помощью зеркал нередко удавалось заглядывать и в пространственно удалённое настоящее. Наконец, необычные явления, связанные с зеркалами, обнаруживают и современные учёные. С необычными свойствами зеркал сталкиваются учёные из самых разных областей: физики, биологи, генетики, психологи.
Под зеркалами понимаются не только привычные всем стёкла с амальгамой, но целый класс отражающих поверхностей: твёрдых и жидких, прозрачных и непрозрачных, с внешним и внутренним переотражением света. Это полированные металл и камень, кристаллы горного хрусталя и графита, зеркальная гладь воды, чернил, расплавленной смолы и тому подобное.
Но если зеркальные видения действительно существуют, то что они такое - реальность или плод воображения? Несут ли они сколько-нибудь достоверную информацию? И если да, то откуда она берётся? И какова в этом роль зеркал? Если зеркало действительно обладает уникальными свойствами, то в чём его секрет?
16 марта 2006 года состоялась
лекция художницы и поэтессы Н.И. Кулаковой на тему:
"Сергий Радонежский - Светоч Земли Русской".
Резюме лекции:
Изучению жизни Строителя и Заступника Земли Русской Преподобного Сергия посвящены многие работы как церковных авторов, так и светских. Но истинный облик Сергия тщательно укрывался под позолотой формальных славословий церковных агиографов. Многие "неудобные" черты облика и факты жизни Преподобного умалчивались. Великий Нестяжатель и после смерти оставался живым укором собирающей богатства Церкви. В свете Учения Живой Этики великий Облик Преподобного засиял новыми гранями, открылось немало новых сведений о нём в книгах Учения, письмах Е.И. Рерих и статьях Н.К. Рериха. Сбываются слова: "О Сергии ещё придётся много сказать…"
Лекция сопровождалась богатым иллюстративным материалом по жизни Преподобного, местам, связанным с его жизнью и путешествиями, большая часть иллюстраций - фотографии, сделанные самим лектором, тонким фотохудожником. Был также показан фрагмент фильма о Преподобном.
16 февраля 2006 года состоялась лекция канд. филос. наук Фалёва Е.В., ст. науч. сотр. философского ф-та МГУ им. М.В.Ломоносова. на тему: "В поисках Единой Религии: эпоха Возрождения"
Резюме лекции:
На протяжении человеческой истории периоды упадка и разрушения достижений культуры были связаны с нарушением закона равновесия Начал - Женского и Мужского, материального и духовного. Когда равновесие Начал восстанавливалось, наступали эпохи Возрождения. Один из наиболее ярких примеров тому - Итальянское Возрождение, центром которого была Флоренция XV века, века Кватроченто.
В это время возрождаются духовные связи Европы с Востоком, и Учителя восточной мудрости обучают мыслителей Италии, открывая им единство всех религий и философий как аспектов Единого Учения, Philosophia Perennis, Нетленной Философии. Ведущие мыслители Возрождения - Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно и многие другие, искали для всех учений общие основания, на которых можно было бы достичь согласия: в философии - между линиями Платона и Аристотеля, в религии - между православием, католицизмом, иудаизмом и исламом. Эти общие основания они находят в традиции Сокровенного Знания, восходящей к Моисею, Тоту-Гермесу, Пифагору и Платону. Сравнивая эти основания с Учением, обнародованным Е.П. Блаватской и Рерихами, можно обнаружить их полное сущностное тождество.
19 января 2006 года с лекцией выступил Кирилл
Игоревич Новосельский, канд. геогр. наук, доктор эконом. наук, проф. Уральского
Государственного экономического университета.
Тема лекции: "По уникальным местам Северной Америки".
Резюме лекции:
Северная Америка (а в политическом смысле это США и Канада) традиционно ассоциируется с неким технократическим миром, экономическим локомотивом, «плавильным котлом» наций и очагом распространения массовой, порой низкопробной «культуры». Автор на основании личных поездок, изучения архивных материалов и оригинальной литературы опровергает стереотипы, показывая этот огромный континент с неожиданной стороны.
В докладе уникальный объект понимается как «единственный в своём роде», «неповторимый», «редкий», «исключительный» и т.п. В ходе своих четырёх поездок по США и Канаде в 1998 – 2004 гг. автор посетил Нью-Йорк, русскую деревню Чураевку (штат Коннектикут), чопорный столичный Вашингтон, весёлый детский Орландо (штат Флорида), космический центр на мысе Канаверал, Монреаль («второй Париж»), устремлённый в небо Торонто, культурный перекрёсток - Чикаго, научный Колумбус (штат Огайо), «немецкий город» Цинциннати, летал над красивейшим Ниагарским водопадом и погружался в громаднейшую Мамонтову пещеру (штат Кентукки), пересекал по древней индейской дороге раскопки во многом ещё загадочных зооморфных курганов-маундов (ровесников египетских пирамид). Докладчик доказывает, что Северная Америка является на сегодняшний день чрезвычайно динамичным и разнообразным регионом. Сотни объектов природного и культурного наследия (десятки из которых находятся под охраной ЮНЕСКО) в США не просто «разбросаны» по стране, а сгруппированы в особые «зоны наследия». Наиболее значимые из этих зон – река Миссисипи и «Дорога-мать №66», образующие мощное культурное перекрестье в районе знаменитых Сент-Луиса, леса Марка Твена и плато Озарк. Другой символический «крест» с размахом крыльев в 700 километров образуют административные границы 4-х западных горных штатов, вдоль которых наблюдается наивысшая концентрация уникальных объектов: индейские каменные города, идеально сохранившийся кратер Аризонского метеорита, окаменевший 200 млн. лет назад «яшмовый лес», священный для навахо 90-метровый природный мост-радуга, национальный парк пейзажных арок, долина исполинских каменных памятников и – «самое величественное зрелище на Земле» - Большой Каньон. 10-минутный полёт над этим заповедником мировой геологии на мотодельтаплане, снятый по самой современной технологии IMAX, завершил видео- и слайд-композицию по уникальным местам Северной Америки.
15 декабря 2005 года состоялась
лекция "История создания и деятельности Мемориального Кабинета Н.К. Рериха в
Государственном Музее Искусства Народов Востока.
Лектор - О.В. Румянцева, заведующая Мемориальным Кабинетом Н.К. Рериха.
Резюме лекции:
История Мемориального кабинета Н.К. Рериха в Государственном музее искусств народов Востока ведёт отсчёт с 5 января 1979 года, когда тогдашним директором Музея С.Г. Козловским был подписан приказ о создании "открытого хранения", которое позже получило название "Мемориальный Кабинет Н.К. Рериха".
Основой этого хранения стала коллекция, подаренная Музею Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, которая была близким другом семьи Рерих и владела уникальным собранием картин Н.К. и С.Н. Рерихов, а также предметов восточного искусства, архива, фотографий, книг и личных вещей Рерихов. Дар К. Кемпбелл-Стиббе насчитывает почти 500 экспонатов.
С.Н. Рерих, приезжая в Москву, несколько раз посещал Мемориальный Кабинет Н.К. Рериха и всегда выражал своё одобрение и поддержку его деятельности.
С момента своего создания Мемориальный Кабинет проводит большую работу по организации выставок картин Н.К. и С.Н. Рерихов и несению светлых идей Культуры в обществе.
17
ноября 2005 года состоялась лекция "Исследование Психической энергии в
свете современной науки".
Лектор - И.В. Григорьев, кандидат биологических наук, сотрудник отделения системообразующих
технологий РАЕН.
Резюме лекции:
Согласно древней науке Востока и современным научным воззрениям, космическое пространство наполнено тончайшей субстанцией, из которой сформировано все наблюдаемое разнообразие мироздания, в том числе и живые организмы, включая человека. Между живыми организмами и этой фундаментальной субстанцией существуют определенные виды взаимодействия. Так, например, наука Востока считает, что данная тончайшая энергия ассимилируется человеком в различных структурах организма и функционирует как энергия психической сферы (психическая энергия). Сравнительный анализ позиций восточного и западного естествознания дает основания предполагать, что материальными носителями психической энергии в живых организмах являются различные молекулы и надмолекулярные структуры, обогащенные фосфором. Современные достижения позволяют с помощью методов естественных наук осуществить исследование природы и свойств разных физических грануляций психической энергии в живых организмах и на основе этого создать способы использования этой фундаментальной энергии для решения актуальных жизненных проблем.
Фото заседания
20 октября 2005 года состоялась лекция "Регистрация человеческих
излучений. Обзор состояния проблемы".
Лектор - А.И. Дьяченко, сотрудник объединённого научного центра проблем космического
мышления.
Резюме лекции:
Бытует мнение, что ауру человека сегодня можно измерить множеством способов и это понятие давно уже вышло из области неизведанного. В то же время в арсенале современной науки оно отсутствует до сих пор. Студенты-медики не изучают ауру в ВУЗах, и сделать настоящую фотографию ауры вам не возьмется ни один профессиональный фотограф. В чем дело? Обзорная лекция о методах регистрации ауры человека попыталась дать ответ на этот вопрос и указать путь, который мог бы привести к открытию феномена ауры для современной науки.
15 сентября 2005 года состоялась лекция "Через эстетическое
к сокровенному".
Лектор - А.А. Юферова, искусствовед.
Резюме лекции:
Фундаментальный пласт общечеловеческой материально-духовной культуры состоит из памятников особой культурологической значимости в равной мере принадлежащей сфере художественно-эстетического и сакрально-сокровенного. Попытка осмыслить их как определённую логическую смысловую целостность, а также исследование их внутренних структур и закономерностей, открывает вход в реальность отнюдь не фантастичной, но живой универсальной традиции миросозерцания всех времён и народов.
К этому ряду можно отнести не только артефакты незапамятной древности с её атрибутами первобытного мышления и не только памятники культур великих цивилизаций Древнего мира (на евразийском, африканском и американском континентах), но и, казалось бы, хрестоматийно известные памятники от античной и ренессансной классики до русского духовного реализма нового и новейшего времени.